О реализации полномочий Управления Росреестра по Ростовской области, предоставленных КоАП РФ при проведении административного расследования в отношении арбитражных управляющих

Статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Данные полномочия возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, расположенные на территории субъектов Российской Федерации.

На территории Ростовской области данные полномочия осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – Управление).

Основанием для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.13
КоАП РФ, является нарушение требований действующего законодательства, допущенное им при осуществлении обязанностей в рамках дела о банкротстве, если такое нарушение не содержит уголовно наказуемого деяния.

Существует два способа, позволяющие должностным лицам Управления выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего.

Во-первых, как правило, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве: должник, кредиторы или уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Указанные лица, кроме возможности подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой он является, или обратиться с такой жалобой в арбитражный суд, могут направить соответствующее заявление в Управление.

Кроме того, сообщения из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, обращения физических и юридических лиц, направленные в Управление, а также сообщения в средствах массовой информации могут содержать данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Если поданное заявление, обращение будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие административного правонарушения, должностными лицами Управления будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Управления в ходе участия в собрании кредиторов или при проведении административного расследования.

Типичными нарушениями, допускаемыми арбитражными управляющими при исполнении своих обязанностей являются:

— неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по направлению сведений, подлежащих обязательному размещению на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и опубликованию в газете «Коммерсантъ»;

— несоблюдение периодичности проведения собраний кредиторов; неисполнение обязанности по закрытию (открытию) расчетного счета должника;

— нарушение порядка ведения реестра кредиторов; неполное отражение сведений в своих отчетах;

-неисполнение обязанности по направлению кредитору отчета арбитражного управляющего;

-несвоевременное проведение анализа финансового состояния должника, описи его имущества и др.

Установленные в ходе проведения административного расследования нарушения отражаются в протоколах об административных правонарушениях, после чего Управление направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, ответственность за которое предусмотрена частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

За допущенные нарушения арбитражный суд привлекает арбитражного управляющего к административной ответственности с назначением административного наказания в виде предупреждения или наложения штрафа.

Ответственность за повторное совершение такого правонарушения установлена ч. 3.1. ст. 14.13 КоАП, которая в качестве наказания предусматривает дисквалификацию арбитражного управляющего на срок от шести месяцев до трех лет.

Расширение дачной амнистии на хозяйственные постройки

Госдума во II и III чтениях приняла разработанный при участии Росреестра законопроект, упрощающий оформление прав граждан на вспомогательные объекты бытовой недвижимости.

Это сараи, бани, погреба и другие хозпостройки, которые созданы до 1 января 2013 года и расположены на земельных участках для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства.

Сегодня для оформления таких объектов требуется выполнить кадастровые работы, подготовить декларацию об объекте и зарегистрировать права. Законопроект упростит процедуру, позволив оформить постройки на основании старых документов технической инвентаризации. Это может быть технический паспорт домовладения, ранее выданный БТИ.

Также законопроект предполагает упрощенный механизм оформления прав на дома блокированной застройки, построенные до 14 мая 1998 года (до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ). Воспользоваться нормами можно будет в случае, если количество домов блокированной застройки в одном ряду не превышает двух.

Досудебный порядок обжалования результатов контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора)

Порядок досудебного обжалования установлен положениями главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

С 2023 года досудебный порядок обжалования обязателен для всех видов государственного контроля. Это значит, что до обращения в суд необходимо пройти процедуру обжалования в органе контроля.

В соответствии с положениями закона обжалованию подлежат:

— решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

— акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;

— действия (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Сроки подачи жалобы:

— на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц — 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

— на предписание контрольного (надзорного) органа — 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Обращаем внимание на то, что жалобы в контрольный (надзорный) орган подаются исключительно в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, с подписанием такой жалобы подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью (для организацией — усиленной квалифицированной электронной подписью).

Для реализации контролируемыми лицами (их представителями) права на досудебное обжалование результатов контрольных (надзорных) мероприятий эксплуатируется цифровой сервис подачи жалоб https://knd.gosuslugi.ru/. На указанной платформе имеется вся необходимая информация для подачи жалобы, а также специальная форма для заполнения.

«Жизненные ситуации»: каждый дончанин может воспользоваться информационным сервисом Росреестра

Сервис разработан с целью упрощения процесса подготовки пакета документов для оформления дарения, наследства покупки или продажи недвижимости, подачи заявления на исправление реестровой ошибки и многих других ситуаций.

При помощи данного сервиса заявитель может самостоятельно получить всю информацию об интересующей его услуге, заполнив небольшую анкету. Обработав внесенные данные, сервис выдаст информацию о стоимости услуги, сроках ее оказания, подготовит полный перечень документов, которые необходимо подготовить заявителю. Также сервис предложит в удобной форме сохранить список или распечатать его прямо с сайта.

Сервис «Жизненные ситуации» легко найти на официальном сайте Росреестра. Он размещен в разделе «Электронные услуги и сервисы». Доступен круглосуточно. Воспользоваться сервисом могут как физические, так и юридические лица.

Повышение эффективности комплексных кадастровых работ

Совет Федерации одобрил разработанный Росреестром законопроект, направленный на совершенствование выполнения комплексных кадастровых работ. Он поможет уменьшить количество земельных участков без точных границ, сократить число реестровых ошибок, а также провести массовую «инвентаризацию» недвижимости в регионах.

Сейчас со стороны исполнителей часто отмечается нарушение сроков проведения работ и их низкое качество. Например, установленные по результатам ККР границы земельных участков могут не совпадать с фактическими, необоснованно может измениться конфигурация уточняемых земельных участков и т.д. Документы по контрактам, как правило, подготовлены с ошибками. Большинство карт-планов территорий, которые являются результатом выполнения ККР, многократно рассматриваются Росреестром и возвращаются заказчикам на доработку.

Статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий рассказал, что «законопроект решает эти проблемы. Во-первых, предлагается разделить ККР, выполняемые за счет бюджетных средств, на 3 вида: федерального, регионального и местного значения. Во-вторых, ККР федерального значения возложить на ППК «Роскадастр». У компании есть филиалы во всех субъектах РФ, что позволит проводить ККР на всей территории страны по единым технологиям и перераспределять ресурсы при наличии больших объемов работ в отдельных регионах. Кроме того, Росреестр и ППК «Роскадастр» смогут контролировать качество и сроки выполнения ККР, подготовку итоговых документов. Отмечу, что ККР федерального значения являются государственной задачей, при реализации которой важна не коммерческая выгода, а качественное определение характеристик объектов недвижимости».

Особенности рассмотрения обращений граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ установлены особенности рассмотрения обращений граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Такие обращения принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению:

— при подаче обращений непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации — документа, подтверждающего его полномочия;

— при подаче обращений после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети «Интернет», а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов.

При иных способах подачи обращений личность автора должна быть подтверждена личным присутствием с представлением паспорта.

При невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации, поступившие обращения рассматриваются контрольным (надзорным) органом в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ, без организации контрольных мероприятий.

Лицензирование геодезической и картографической деятельности: информация для лицензиатов и соискателей лицензий

В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии Росреестр отслеживает деятельность организаций, выполняющих геодезические и картографические работы, для которых наличие лицензии является обязательным условием. Юридическое лицо, имеющее лицензию Росреестра, обязано строго соблюдать требования, установленные Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 года № 1126.

В феврале 2024 года вступили в силу изменения в Федеральный закон о лицензировании и в Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности. Управление Росреестра по Ростовской области рассказывает о том, какие нововведения произошли в данной сфере.

Нововведения в первую очередь направлены на упрощённое взаимодействие ведомства и соискателей лицензии. Сократились сроки подачи заявлений:

— заявления о предоставлении лицензии рассматриваются в срок, не превышающий 10 рабочих дней вместо 15;

— заявления о внесении изменений в реестр лицензий рассматриваются в срок не превышающий 5 рабочих дней вместо 15.

Однако в случае направления лицензирующим органом межведомственного запроса о представлении документов и (или) информации, необходимых для проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям, а также уведомления о проведении выездной оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям срок принятия лицензирующим органом решения о внесении изменений в реестр лицензий продлевается на срок, не превышающий 4-х рабочих дней.

В срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о прекращении действия лицензии, лицензирующий орган, принимает решение о прекращении действия лицензии.

Кроме того, в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня получения в порядке межведомственного электронного взаимодействия сведений об исключении лицензиата из ЕГРЮЛ, лицензирующий орган вносит в реестр лицензий сведения о прекращении действия лицензии.

Также соискателю лицензии (лицензиату) к заявлению в Росреестр теперь не надо прикладывать копии документов, подтверждающих наличие у него технических средств и оборудования, взамен прикладывается перечень оборудования с указанием заводских номеров и реквизитов документов о возникновении права.

Документы о необходимом образовании, квалификации стаже работы сотрудников предоставляются только в случае отсутствия подтверждающей информации в соответствующих федеральных информационных ресурсах Пенсионного фонда России и Рособрнадзора.

— Услуга полностью переведена в электронный вид, соответствующие заявление подаются только через Единый портал государственных и муниципальных услуг», — комментирует Сергей Германов, начальник отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Ростовой области.

Кроме того, введена новая процедура — периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям, которую необходимо проходить каждые три года со дня предоставления лицензии или со дня проведения последней выездной проверки лицензиата.

В перечне лицензируемой деятельности отдельно выделены работы по установлению и изменению границ с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в случае осуществления таких работ теперь необходимо подать заявление на получение лицензии.

При этом лицензиаты, которые уже имеют лицензию на «установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории» вправе проводить работы в отношении ЗОУИТ без предоставления заявления о внесении изменений в реестр лицензий и проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

В первом полугодии 2024 года в Управлением Росреестра по Ростовой области было рассмотрено 7 заявлений лицензиатов и соискателей лицензии. Предоставлено 5 лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности, внесены изменения в реестр в отношении
2-х лицензий.

Новый механизм исправления реестровых ошибок

Росреестр разработал закон, который усовершенствовал механизм исправления реестровых ошибок. С 1 февраля 2024 года он вступил в силу.

«Закон позволил расширить возможности по исправлению большего количества реестровых ошибок, ускорить проведение таких работ, сократить расходы правообладателей. Сегодня орган регистрации прав самостоятельно исправляет реестровую ошибку, раньше для этого необходимо было заказать работы у кадастрового инженера. Мы это делаем в интересах людей», – рассказал руководитель Росреестра Олег Скуфинский.

Подробнее о новшествах. Реестровая ошибка внесена в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) из документов, представленных в Росреестр. Обнаружить ее могут: правообладатели объектов недвижимости, заказчики кадастровых работ, кадастровые инженеры, органы власти, Росреестр, ППК «Роскадастр».

Порядок исправления распространяется на ошибки в описании местоположения границ земельных участков, зон, территорий, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.

Срок исправления с момента направления правообладателю, уполномоченному органу власти решения о необходимости исправления ошибки, сокращен в 3 раза и составляет 1 месяц.

Новый механизм исправления. Росреестр или ППК «Роскадастр» самостоятельно внесут изменения в ЕГРН, если в течение месяца не поступит заявление о кадастровом учете в связи с изменением сведений, межевой или технический план тли измененные сведения о границах зон, территорий.

Реестровая ошибка может быть исправлена в срок менее месяца, если правообладатель направит заявление о согласии с изменениями.

После исправления реестровой ошибки допускается увеличение площади земельного участка не более чем на 10% или уменьшение не более чем на 5% о указанной в правоустанавливающем документе.

Внесение в ЕГРН сведений об объектах культурного наследия федерального значения по Ростовской области

Согласно Федеральному закону от 25.06.2024 № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской федерации» к объектам культурного наследия федерального значения относят объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Управлением Росреестра по Ростовской области совместно с Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области активно ведутся работы по выявлению и внесению объектов культурного наследия с категорией федерального значения с целью наполнения сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Так на территории Ростовской области расположено порядка 113 ОКН федерального значения, сведения о 106 ОКН федерального значения внесены в ЕГРН, в отношении 7 ОКН федерального значения ведутся работы по выявлению правообладателей с последующей постановкой на государственный кадастровый таких объектов.

Необходимо отметить, что наличие сведений об ОКН в ЕГРН обеспечивает правообладателю защиту прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с имуществом.

Государственная охрана ОКН (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.